Я слышала об этом фильме давно, ещё в Москве заносила его в список "100 фильмов, которые я хочу посмотреть". Потом я записывала его в блокнотик, куда собирала все услышанные мной названия фильмов, смутно представляя, о чём они могут быть - я была бедной девочкой, всю жизнь прожившей в религиозной семье без телевизора дома, и узнававшая о фильмах из тайком купленных модных девичьих журналов. Потом я раза три натыкалась на него, когда искала информацию об определённых актёрах, и наконец я натолкнулась на упоминание о нём в ЖЖ сообществе "другое кино", по чьим рекомендациям я обычно и качаю фильмы.Так как сегодня я сидела дома весь день, я успела скачать аж три фильма, один хороший, один мутный какой-то, и один вот этот - который я только что и досмотрела.
Фильм снят по книге, книгу я не читала. Ни имени режиссёра (Лассе Халстрем, швед, который позже снял "Шоколад" с тем же Деппом и "Казанову" с Леджером), ни имени сценариста, он же автор книги (Петер Хеджес, позже снял фильм с Кэти Холмс в главной роли, получил какие-то награды и вообще; кажется, данный фильм - его наиболее известная работа), я раньше не знала. В общем, основываясь на этом кино - не так много и потеряла. Сюжет чёткий, довольно интересный, фильм тоже неплохой, но чёрт, как же скучно. Практически без искры.
Сюжет вкратце. В среднестатистическом захудалом американском городишке под названием Андора живёт относительно стреднестатистическая американская семья. Бонни Грэйп, бывшая первая красавица на селе, потерявшая мужа и с тех пор располневшая так, что передвигается с трудом и не выходит из дома - местный монстр, детки бегают на неё смотреть, еле дотягиваясь до окон. Две её дочери, одна взрослая, на которой, собственно, лежит забота о доме, готовка, уборка и прочее, и девочка в эпицентре пубертатного периода, ученица выпускного класса школы, играющая на трубе в местном оркестре. И два сына: полусумасшедший Арни и собственно главный герой - Гилберт Грэйп, лет этак двадцати двух, работает в маленькой продуктовой лавочке, периодически спит с женой местного миллионера. Через Андору проезжает небольшая группа путешественноков хипповского типа, на машинах с грузовым прицепом. Одна из машин ломается, и её пассажиры - молоденькая девушка с подругой постарше - вынуждены задержаться в городе примерно на две недели. Тут-то всё, понятное дело, и начинается. Но по книге с такой историей не сняли бы фильм, поэтому всё далеко не так банально - впереди смерти, пожар, вечеринка на восемнадцатилетие Арни и так далее. Ах да, и лав стори с хэппи эндом, конечно же.
На мой взгляд, худшее в этом фильме - главный герой. Я так и не поняла, что такое особенное его гложет, по-моему, у это вполне обычная реакция на окружающую жизнь. Если бы у меня был ненормальный брат, которого нельзя оставить без присмотра ни на секунду (потому что если оставишь, он немедленно ломанётся на верхушку водонапорной башни по пожарной лестнице), или если б меня преследовала богатая замужняя дамочка, а её муж зазывал меня к себе в офис на мужской разговор, я бы тоже, вероятно, имела бы некоторые трудности с поддерживанием хорошего настроения. Но всё ещё хуже: по-моему, его вообще ничего не гложет. Джонни Депп флегматично посматривает по сторонам, иногда улыбаясь уголком губ, иногда целуясь и иногда общаясь с Арни. Последнее - лучшие сцены Деппа в этом фильме, и то это в основном не его заслуга. Как на таком материале можно сделать такого главного героя... После просмотра его работы в "Аризонской мечте" я хоть в курсе, что он хороший актёр. Если бы я смотрела этот фильм первым - вряд ли я бы когда-нибудь поняла, за что ему давали все эти "Глобусы" и "Оскары". Я уж не говорю о любовной линии. Любовная линия очень скучная. Ужасно. Что первая, что вторая, правда, первая попсихологичнее, а вторая посмешнее. Когда несчастная девушка красивенько рассуждает о закате, а Депп только кивает и говорит "да, да"... голову об заклад, эта сцена была основана на реальных событиях.
И тем не менее, фильм неплох. И лучшее в этом фильме - это ненормальный Арни Грэйп, он же Леонардо ди Каприо. Так получилось, что я видела почти все фильмы с ди Каприо - правда почти все, кроме двух, что ли, если верить фильмографии в Википедии. Из них несколько очень хороших. Из них несколько выигрышных ролей. Из них несколько очень разноплановых характеров. Из них несколько прекрасных примеров актёрской игры (например, "Авиатор", или "Кафе Донс Пламм"). Так вот, Арни Грэйп - это лучшая роль в карьере ди Каприо, самая сложная его роль, и одна из самых впечатляющих актёрских работ, виденных мной. А ведь это 1993 год, ему 19 лет, это его четвёртый фильм, он чертовски молодой и чертовски красивый, но Господи... Арни Грэйп - больной на голову в прямом смысле этого слова, вечно чумазый, вечно гогочущий, постоянно почёсывающий нос каким-то совершенно диким движением, абсолютно некрасивый, довольно добрый, и настоящий. Совсем настоящий. Ещё и нытик страшный, и как же он, наверное, бесит окружающих. Представьте себе ребёнка четырёх лет, бешеного, горластого, но с очень длинными руками и ногами. Вот это он. Как такое можно сотворить с собой в девятнадцать лет - я не представляю. Кстати, он сам говорил в интервью: "..я провёл несколько дней в доме для подростков с психическим расстройством". Вот кто серьёзно относится ко своей работе.
Фильм был обласкан критиками, ди Каприо получил признание, был номинирован на кучу наград, включая "Оскара", через три года снялся в "Ромео + Джульетта" в роли Ромео, в том же году в "Комнате Марвина" - опять номинации, в паре из них он даже победил, и наконец ещё через год "Титаник", и дальше, дальше. Он был номинирован на "Оскар" ещё пару раз, но пока так его и не получил. Успевает снять по два фильма за год - и в 2009-ом, и в 2010-ом, и даже в 2011-ом (посмотришь на даты, начинаешь задумываться: а так ли верно, что именно Б-г располагает?). А лучшая роль - вот эта, семнадцать лет назад, четвёртый фильм, роль второго плана. Ради неё стоило посмотреть.